Представление ребенка о себе

Где берут истоки представление о себе и ощущение себя, на основе которых формируется самооценка? Конечно, в глубоком детстве. Сложившись однажды на заре жизни, этот образ себя укореняется в подсознании и становится базой всего бытия человека. Первостепенную роль в формировании самооценки детей играют родители. Я думаю, мы готовы сделать все возможное, чтобы наши малыши росли здоровыми, уважающими себя сильными личностями, поэтому нам необходимо знать некоторые факты.

Эмоциональный и познавательный составляющие.

В создании ощущения себя определяющим является первый год жизни ребенка. До шести месяцев малыш узнает о себе, в первую очередь, эмоционально, поэтому очень важно на данном этапе, какие чувства испытывает он сам и как ведут себя рядом с ним близкие люди. Если к ребенку обращаются спокойно, ласково, с улыбкой, это способствует позитивному ощущению себя. Примерно после шести месяцев преимущественным становится уже не эмоциональное восприятие себя, а познавательное. В этот период для малыша становятся важны уже не только чувства, которые к нему испытывают и проявляют близкие, но и информация, которую ему сообщают. Родители должны быть внимательны. То, что они говорят ребенку о нем, на данном этапе воспринимается им без критики, как истина, и озвученные оценки остаются в его подсознании на всю жизнь.

Проблемы со здоровьем.

Однако не только отношение близких людей влияет на представление ребенка о себе, ощущение себя, но и состояние здоровья. Чем чаще болеет ребенок в первый год жизни, тем больше отрицательных эмоций он испытывает. Это напрямую воздействует на его самовосприятие. И здесь очень важна роль родителей, если они зацикливаются на болезни малыша, то неизбежно начинают испытывать негативные эмоции. В результате они усугубляют ситуацию и способствуют развитию негативного эмоционального представления ребенка о себе.

Безусловная любовь.

Конечно, неправильно будет «всех грести под одну гребенку», в жизни бывают разные ситуации, но существует важный принцип, о котором необходимо знать и по возможности реализовывать его. Своего ребенка нужно любить безусловно, то есть таким какой он есть, с его нуждами, капризами, болезнями и страхами. В таком случае, малыш будет чувствовать себя защищенным, и даже если есть какие-то негативные факторы, влияющие на формирование его образа себя, отношение близких людей их смягчит или нейтрализует. Когда же малыша принимают только при «хорошем» поведении, то у него складывается представление, что любят его не просто так, а за правильные действия и поступки. В конечном итоге формируется противоречивая самооценка.

Общение и поощрение.

Поскольку ребенок очень хорошо чувствует эмоциональное состояние родителей, и то, с какой интонацией с ним говорят, то очень полезно, находясь в хорошем расположении духа, рассказывать даже совсем крошке, как мама с папой ждали его, как готовились к его приходу, как обрадовались, когда он родился и т.п. Нельзя забывать хвалить ребенка за его достижения: держание головки, ползанье, первые шаги и слова, да и просто, почаще говорить какой он «ладненький да складненький». Тогда малыш поймет, что он желанный, что его любят, и что вокруг него замечательный мир, и он сам тоже замечательный.

Мы мечтаем, чтобы наши дети были счастливы, но ведь именно нами, во многом, определяется, так оно будет или нет. Давайте постараемся, чтобы было именно так, а не иначе!

P.S. В старину была традиция, первый раз показывать ребенку его отражение в год. Это был целый обряд. Чистенького, нарядно одетого малыша, в хорошем настроении подносили к зеркалу и знакомили с собой. Считалось очень важным, чтобы ребенок сам себе понравился. Интересно, знали ли наши предки, почему это так необходимо.