Трудности, с которыми сталкивается первоклассник

Трудности, с которыми сталкивается первоклассник

Ожидания

Вспомните себя старшим дошкольником: наверняка было интересно какая она из себя, эта школа. Взрослые могут говорить, что учится в школе замечательно и ребёнок непременно станет отличником, ну, или, на худой конец, хорошистом. Проучившись первый месяц ребёнок, слушавший подобные речи понимает, что школа совсем не конфетка и, либо, изо всех сил старается не ударить в грязь лицом и стать отличником, либо перестаёт доверять взрослым. Но разочарование при таком подходе его ожидает в любом случае. Некоторые склонны говорить детям, что в школе трудно и ребёнок в преддверии первого сентября начинает испытывать тревогу. Не стоит пугать ребёнка школой и не стоит её идеализировать. Если ребёнок задаёт вопросы о школе – расскажите ему как сами пошли в первый класс и что при этом чувствовали, упоминая, что ввиду того, что все люди разные у него может быть иначе и многое зависит от него самого.

Дошкольные знания

Как это ни парадоксально, трудности, с которыми сталкивается первоклассник начинаются ещё до школы. У подавляющего большинства современных первоклашек уже имеется навык чтения, развиты в той или иной степени и навыки счёта и письма. Эта самая степень у разных детей может сильно отличаться: тем кто в этом деле преуспел может быть скучно на уроках, а тем кто почти не владеет данными навыками - тяжело. Даже в наши дни встречается такой родительский подход: «На то она и школа – научит». Как бы ни так - подразумевается, что в школу ребёнок приходит, умея читать и писать. Как же быть? Есть определённый минимум умений, которые ребёнку желательно приобрести до поступления в первый класс - это умение читать печатный текст, считать до ста и писать печатные буквы. Знание порядка букв в алфавите приветствуется. Если в своих усилиях давать ребёнку знания до школы соблюдать золотую середину – ребёнку будет интересно обучаться в школе, потому что на уроках ему будут рассказывать то, чего он не знал прежде и он будет успевать.

Смена ведущей деятельности

Следующая трудность, с которой сталкивается первоклассник заключается в том, что меняется ведущая деятельность с игровой на учебную. Социум предъявляет ребёнку множественные «нельзя» и «надо». Не всем детям понятно для чего вообще нужно сидеть по сорок минут и заниматься тем, чем сейчас заниматься, может быть, и не хочется. Ребёнку нужно объяснить эту необходимость. Ещё одна трудность первоклассника заключается в изменении ритма жизни: просыпаться теперь придётся раньше привычного и о том, чтобы адаптация к новому ритму прошла спокойно следует позаботиться заранее. Приучайте ребёнка вставать раньше за пару месяцев до школы, можно делать это в игровой форме, постепенно переводя будильник на более раннее время. При этом время, которое освобождается за счёт более раннего пробуждения должно быть проведено интересно и с пользой – это подготовит к тому, что в школьное время после пробуждения придётся заниматься.

Первоклассник сталкивается с необходимостью самостоятельности – теперь нужно выполнять домашние задания, ежедневно собирать в ранец необходимые на следующий день принадлежности и следить, чтобы ничто не оказалось забытым, а, возможно, самостоятельно приходить из школы домой и разогревать обед (не во всех семьях есть бабушки и дедушки, готовые сидеть с ребёнком). Однако, первое время все равно ребёнка нужно приводить в школу и забирать из школы. По пути в школу и обратно первоклассник сталкивается с необходимостью переходить автодорогу - важно обращать внимание ребёнка на перекрёстки, зебры, светофоры и участки с интенсивным движением, рассказывая ему как правильно в этих местах переходить дорогу. Если есть подземный переход – объясните ребёнку почему важно пользоваться переходом, даже если до него придётся немного пройтись. И помните: воспитание собственным примером действует лучше любых убеждений – соблюдайте сами правила дорожного движения.

Отношения со сверстниками

В любом коллективе происходят конфликты и детский коллектив – не исключение. Если ребёнок рассказывает вам конфликтную ситуацию – помогите ему разобраться, уделите время, для него это важно. Однако, если ребёнок не хочет обсуждать с вами подробности - не настаивайте. Иногда случается такое, человек становится изгоем в школьном коллективе. Если такое случилось – не отправляйте ребёнка решать свои проблемы самостоятельно и не приписывайте ему никаких диагнозов и аномалий развития, эта ситуация должна решаться с привлечением учителя и школьного психолога.

Другая трудность, с которой сталкивается ребёнок заключается в появлении в его жизни оценочной системы, от которой нередко начинает напрямую зависеть самооценка. Не акцентируйте слишком своё внимание на оценках, лучше разговаривайте с ребёнком о том что он узнал на уроках. Если ребёнку будет интересно учиться – оценки будут соответствующими. Если он спешит поделиться своими школьными новостями – выслушайте и постарайтесь не перебивать. Будьте внимательны к интересам ребёнка: если он хочет посещать какой-либо кружок – постарайтесь предоставить такую возможность, если у вас есть желание, чтобы он посещал кружок, но оно не совпадает с желанием ребёнка – не настаивайте, ему и так не просто.