Психологические проблемы общения с детьми и подростками, имеющими трудности в общении

Психологические проблемы общения с детьми и подростками, имеющими трудности в общении

В чём состоят психологические проблемы общения с детьми и подростками, имеющими трудности в общении, и каковы возможности их решения? Проблемы общения с детьми и подростками рассматривает в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» известный московский профессор, учёный и талантливый педагог Юлия Гиппенрейтер. Советы Юлии Гиппенрейтер позволяют взглянуть на трудности в общении детей и родителей с точки зрения ребёнка, как нового человека, пришедшего в этот мир, и ждущего нашей помощи, любви, поддержки и понимания. Освещая тему детского непослушания, Юлия Гиппенрейтер говорит о том, что в его основе лежат не порочные гены и не злой умысел, а повышенная эмоциональная чувствительность и ранимость ребёнка. Причём глубинную эмоциональную причину такого поведения не осознаёт ни взрослый, ни сам ребёнок, что и создаёт психологические проблемы общения детей и родителей. Основными эмоциональными причинами детского непослушания опытный педагог называет: • недостаточность родительского внимания; • борьба за самоутверждение и противостояние чрезмерной родительской опеке или власти; • желание отомстить родителям, как следствие чувства обиды (на несправедливое наказание, резкое замечание, невыполненное обещание..) • потеря уверенности в собственных силах, низкая самооценка. Ключ в решении психологических проблем общения с детьми и подростками, имеющими трудности в общении, по мнению опытного педагога, лежит в эмоциональной связи между детьми и родителями, а точнее, в эмоциях родителя, которые возникают в ответ на «неправильное» поведение ребёнка. Наверное, вы замечали не раз, что в общении с детьми, мы порой испытываем чувства, которые, казалось бы, не должны иметь место в отношениях детей и родителей: гнев на ребёнка, обида, раздражение, иногда просто «опускаются руки». И это тогда, когда с огромной самоотдачей прилагаешь неимоверные усилия по «правильному воспитанию», осознанно отдаёшь своё время на общение с ним, терпеливо прощаешь его промахи и принимаешь недостатки. По словам Юлии Гиппенрейтер, наш эмоциональный отклик на непослушание ребёнка, как это ни парадоксально, является верной подсказкой причин его поведения. Так, если в общении с ребёнком мы испытываем раздражение, это значит, что ребёнок требует к себе внимания. Если в нас вспыхивает гнев, значит, мотивом непослушания ребёнка является его борьба за самоутверждение. Если камнем в нашем сердце застыла обида, значит, раньше мы в чём-то были не правы в общении с ребёнком, и сейчас в нём говорит месть. А если после агрессивного его поведения нас охватывает безнадёжность и отчаяние, это значит, что малыш или подросток сильно страдает от чувства неуверенности в себе и низкой самооценки. Поскольку и мы, и ребёнок в напряжённый момент общения поддаёмся первым своим эмоциям, происходит образование порочного круга: чем больше мы проявляем свои эмоции, тем больше ребёнок понимает, что достигает своей цели, и он продолжает с новой энергией продолжает свои усилия. Чтобы разорвать эту бесконечную цепь взаимных обид, родителю необходимо начать реагировать на непослушание ребёнка отличными от его прежних действий способами. Конечно, остановить свои первые эмоции очень трудно, но можно изменить их последствия, такие как наказания и резкие замечания, и заменить их на спокойное общение во взаимном искреннем желании понять и помочь друг другу. Понимание себя и своих чувств, внимательное отношение к миру растущего ребёнка и взрослеющего подростка, позволяет решить психологические проблемы общения с детьми и подростками и сформировать прочную духовную связь между родителями и детьми на всю жизнь.